САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ ЛЮДИ

«Никому не удается сделать разумный жизненный выбор, если он не осмеливается каждую минуту своей жизни прислушиваться к себе, к собственному «Я». Абрахам Г. Маслоу.

Большинству людей имя  Абрахама Маслоу (1908-1970) – крупнейшего американского психолога и философа, одного из основателей гуманистической психологии, – конечно, ассоциируется с  его основной книгой «Мотивация  и личность».  В ней он изложил свою идею представить  пять человеческих потребностей (физиологические, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самоактуализации)  в виде  иерархии базовых потребностей. Автор подчеркнул, что часть этих базовых потребностей находится в удовлетворенном состоянии, а другие (более высшие) остаются неудовлетворенными. И что стоит понимать о снижении процентной доли удовлетворения  по мере того, как мы поднимаемся  в этой иерархии, построенной по принципу доминирования.

«Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией».

Во втором издании своей работы «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу посвятил 11 главу исследованию психического здоровья. Предметом его исследований были люди, позитивным критерием для выбора которых было наличие у них признака самоактуализации. Такие люди реализуют себя, делают все, что в их силах, служа живым воплощением призыва Ницше «Будь самим собой!» Это люди, которые уже достигли или находятся в процессе достижения доступных их высот. Их способности могут быть уникальными или иметь значение для всего человечества.

Ниже публикую характеристики, которые Абрахам Маслоу выделил для самоактуализирующихся людей.

Характеристики  самоактуализирующихся людей:

восприятие реальности;

принятие;

спонтанность;

центрирование на проблеме;

склонность к уединению;

автономия;

свежесть восприятия;

пиковые переживания;

человеческое родство;

скромность и уважение к окружающим;

межличностные отношения;

этика;

средства и цели;

чувство юмора;

креативность;

сопротивление приобщению к культурным нормам;

несовершенства;

ценности и разрешение противоречий.

ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ.

Это качество проявляется прежде всего в недюжинной способности обнаруживать фальшь и нечестность, верно судить о других людях.

В искусстве и музыке, интеллектуальной сфере, научных вопросах, политике и общественных делах самоактуализирующиеся индивиды умели замечать скрытые от других тенденции и закономерности.

ПРИНЯТИЕ.

Они способны стоически принять свою человеческую природу со всеми ее недостатками, несовершенствами и несооветствием идеалам, не ощущая при этом особого беспокойства.

У них  неизменно хороший аппетит, здоровый сон, приносящая радость и удовлетворение сексуальная жизнь и они не испытывают чувства стыда за проявление физиологических влечений. Эти люди способны принимать себя не только на перечисленных выше сравнительно низких уровнях, но также и на всех остальных, в частности в аспектах, касающихся любви, принадлежности, уважения и самоуважения. Все это воспринимается без лишних сомнений как должное. Это выражается в относительно редком проявлении отвращении и раздражения.

СПОНТАННОСТЬ.

Их поведение отличается простотой и естественностью, им чужды наигранность и попытки произвести эффект.

Не имея намерений причинить кому-либо вред или вступить в спор по каждой мелочи. Эти люди с доброжелательной усмешкой  и королевским изяществом проходят через церемонии и ритуалы.

Соблюдение общепринятых норм крайне редко может заставить их отказаться от выполнения задуманного дела, которое они находят важным и нужным.

Самоактуализирующиеся люди не имеют неудовлетворенных базовых потребностей, но внутренние импульсы  им все-таки свойственны. Они работают, борются, проявляют инициативу, хотя и не совсем в обычном смысле. Мотивацией для них является личностный рост, самовыражение, созревание и развитие, одним словом самоактуализация.

ЦЕНТРИРОВАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.

Самоактуализирующиеся люди, как правило, сосредотачивают свое внимание на внешних задачах. Как правило, они выполняют некоторую миссию, имеют определенную цель жизни, решают какую-либо внешнюю задачу, что отнимает у них много сил и времени.

Поэтому для них целесообразно говорить о цели, которую человек должен, а не хочет достичь. Как правило, самоактуализирующиеся люди не преследуют личной выгоды, они стремятся принести пользу всему человечеству, своему народу или нескольким членам своей семьи.

СКЛОННОСТЬ К УЕДИНЕНИЮ.

Все Самоактуализирующиеся люди, вне всякого сомнения, могли бы пребывать в одиночестве без всякого ущерба для себя и без ощущения дискомфорта. Более того, практически все они определенно любят уединение, во всяком случаи, больше, чем обычные люди.

Им не составляет никакого труда сохранять спокойствие и невозмутимость, поэтому жизненные невзгоды и удары судьбы не вызывают у них реакций протеста, как у обычных людей. Самоактуализирующиеся люди умеют сохранить достоинство и с честью выходят даже из самых сложных ситуаций. Возможно, это объясняется их склонностью самостоятельно интерпретировать ситуацию, не полагаясь на мнение окружающих. Самоактуализирующиеся люди не испытывают нужды в окружающих в обычном смысле этого слова. Однако переживания разлуки и потребности в дружеском общении – обычные составляющие дружбы, поэтому такая отстраненность, как правило, с трудом принимается окружающими.

АВТОНОМИЯ.

В связи с приоритетом мотивации к личностному росту, а не к устранению недостатков, эти люди не нуждаются  для удовлетворения своих потребностей во внешнем окружении, например в других людях, предметах культуры.

Такая независимость от окружения ведет к относительно устойчивости к ударам судьбы, лишениям, крушению надежд. Эти люди обладают способностью сохранять спокойствие в обстоятельствах, которые бы привели бы обычных людей к гибели; это качество также получило название самодостаточности.

СВЕЖЕСТЬ ВОСПРИЯТИЯ.

Самоактуализирующиеся люди имеют достойную восхищения способность снова и снова свежо и наивно переживать простые радости жизни, принимать как чудо то, что для других стало обыденным и привычным. Они черпают силу и вдохновение из базовых жизненных переживаний.

К несчастью, наиболее близкие нам люди – жены, мужья, дети, друзья, гораздо меньше занимают наше внимание, когда находятся рядом с нами. То же самое можно сказать и о физическом здоровье, политических свободах, материальном благополучии: истинная ценность всего этого постигается лишь после утраты.

ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ.

Самоактуализирующиеся люди, не испытывающие пиковых переживаний, отличаются практичностью и эффективно функционируют в реальном мире. Те же, кто испытывает пиковые переживания, также существуют в сфере бытия: их удел поэзия, эстетика, символы, трансцендентность.

Самоактуализирующиеся люди без пиковых переживаний склонны посвящать себя улучшению социального мира: это политики, реформаторы, общественные деятели. В тоже время, кто испытывают трансцендентные пиковые переживания,  тяготеют к поэзии, музыке, философии и религии.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РОДСТВО.

Самоактуализирующиеся люди испытывают глубокое чувство причастности, симпатии к человечеству в целом.

Они часто печалятся, выходят из себя, встречаясь с обычными человеческими слабостями; даже не очень значительные происшествия могут стать для них настоящей трагедией. Несмотря на свою отстраненность, они ощущают неразрывную связь, кровное родство с окружающими их людьми, они испытывают снисходительность или, во всяком случаи, знают, что лучше других справляются со многими вещами, они видят то, что ускользает от окружающих, и понимают скрытую от большинства истину.

СКРОМНОСТЬ И УВАЖЕНИЕ.

Все наши подопечные без исключения могут считаться приверженцами демократии в наиболее глубоком смысле этого слова.

Самоактуализирующиеся люди имеют все явные, или поверхностные, признаки демократического склада ума. Они готовы проявить дружеское расположение к любому человеку независимо от социального класса, политических убеждений, расы или цвета кожи, если человек близок по духу.

Самоактуализирующиеся люди без позерства могут искренне восхищаться  и с готовностью учиться у тех, кто обладает знаниями или навыками, отсутствующими у них самих. Любой мастер своего дела, будь то артист или плотник, в их глазах всегда достоин уважения.

Даже в общении с негодяями и мерзавцами наши подопечные не переходят некоей границы, за которой начинается унижение человеческого достоинства. Однако при этом они руководствуются собственными, довольно точными представлениями о добре и зле, хорошем и дурном.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Для самоактуализирующихся людей характерны более глубокие межличностные отношения, чем для большинства других взрослых людей. Они имеют особенно тесные взаимосвязи с узким кругом лиц. У них мало друзей. Лишь к немногим они относятся с искренней любовью. Отчасти это объясняется тем, что близкие отношения отнимают много времени. Преданность – не минутное дело.  Они склонны к проявлению доброты, по меньшей мере, толерантности практически ко всем людям без исключения. Особенное расположение они чувствуют к детям, которые не оставляют их равнодушными.

Вместе с тем нельзя назвать эту любовь неразборчивой. Самоактуализирующиеся люди могут легко осадить тех, кто этого заслуживает, особенно наглецов, лгунов, излишне самодовольных людей. Однако при общении с глазу на глаз даже с этими людьми не обязательно проявится заслуженно пренебрежительное к ним отношение. Вот одно из возможных объяснений: «Большинство людей не добиваются того, чего могли бы добиться. Они совершают все мыслимые и немыслимые ошибки, просчеты и, в конце концов, ввергают себя в несчастья, недоумевая, почему это произошло, ведь намерения у них были добрые. Люди обычно платят за дурное поведение собственными страданиями,  они достойны сожаления, а не осуждения».

ЭТИКА.

Ни один из самоактуализирующихся людей не испытывал сомнений при необходимости различить хорошее и дурное в повседневной жизни. Независимо от того, удавалось ли им описать происходящее словами, им не были свойственны внутренние конфликты или непоследовательное поведение при возникновении этических проблем, что столь характерно для обычных людей. Можно также сказать, что эти индивиды имеют определенные моральные стандарты, строгий этический кодекс и поступают в соответствие с ним, не нарушая его принципов. Само собой разумеется, что их представления о бобре и зле могут заметно отличаться от общепринятых.

СРЕДСТВА И ЦЕЛИ.

Самоактуализирующиеся люди, как правило, ведут себя так, словно четко различают средства и цели. Они склонны ценить сам процесс пути к достижению цели, они точно так же радуются прибытию на промежуточную станцию, как и в пункт назначения. Время от времени им удается превратить обычное занятие в нечто захватывающее, в игру или танец.

ЧУВСТВО ЮМОРА.

Они не смеются над тем, что кажется смешным другим людям. Им больше нравится так называемый философский юмор. Его также можно назвать реалистичным, поскольку речь идет о вышучивании человечества в целом, в частности людской глупости, попытке возвеличиться, неверного представления о своем месте во Вселенной.

Подобный юмор может распространяться на множество сфер; конкретная ситуация, человеческая гордость, серьезность, занятость, суета, амбиции, горячие стремления и склонность составлять планы – все это может стать поводом для шутки.

КРЕАТИВНОСТЬ.

Здесь нет исключений. Каждый из этих людей в той или иной форме демонстрирует творческие способности, изобретательность или оригинальность, причем эти проявления имеют индивидуальные способности.

Креативность самоактуализирующихся людей скорее сродни наивной универсальной креативности маленьких детей. Складывается впечатление, что так проявляется одно из фундаментальных свойств человеческой природы – потенциал, полученный нами при рождении.

Это тип креативности как самовыражение здоровой личности проецируется на весь мир в целом и касается любого занятия. В этом случаи можно говорить о креативных сапожниках, плотниках или служащих. Что бы ни делал индивид, он все делает с соответствующим настроем, который заложен в его характере. Можно даже, подобно детям, творчески видеть.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРИОБЩЕНИЮ К КУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ.

Самоактуализирующиеся люди не очень хорошо приспособлены (в наивном понимании одобрения культуры и идентификации себя с культурой). Они без труда соблюдают целый ряд условностей, однако все в той или иной степени противятся приобщению к общепринятым нормам, сохраняя некоторую отстраненность от той культуры, в которую погружены.

В целом, отношения этих здоровых людей с не слишком здоровой культурой можно отнести к разряду сложных; во всяком случае, можно выделить несколько их составляющих.

  1. Все эти люди укладываются в общепринятые нормы по части выбора одежды, языка общения, пищи, занятий. Вместе с тем они необычны тем, что явно не гонятся за модой и им недостает наглости и шика. Эти вопросы не имеют никакого отношения к морали. Однако поскольку терпеливое принятие безвредных условностей не есть их горячее одобрение, степень их готовности этих людей следовать общепринятым нормам не очень высока.
  2. Самоактуализирующиеся люди не проявляют сиюминутного нетерпения, не выражают недовольства общественным устройствам с намерением его преобразовать, хотя от времени и выказывают негодование по поводу проявления несправедливости. Это не отказ от борьбы. В ситуации, когда возможны быстрые радикальные изменения, этим людям не занимать отваги и решимости. Хотя они не относятся к радикально настроенным элементам в обществе, но они легко могут ими стать. Во-первых, эти индивиды отличаются высоким интеллектом, большинство из них имеют цель в жизни, связанную с улучшением мира. Во-вторых, они весьма реалистичны и не склонны к значительным, но бессмысленным жертвам. Другое свойство этих людей – стремление радоваться жизни и хорошо проводить время. Вряд ли подобное стремление может быть совместимо с вечным бунтарством. Более того, этим людям кажется, что это слишком значительная жертва, которая не может быть оправдана полученными в результате выгодами.
  3. Эти люди взвешивают, анализируют, обдумывают и затем принимают самостоятельные решения. Этот подход, безусловно, отличается от обычного пассивного усвоения этноцентрическими субъектами всего, что предлагает культура, как демонстрируют участники исследований, посвященным авторитарным личностям. Отстраненность от культуры также проявляется в отстраненности от ее представителей, т.е. других людей, в любви к уединению, в слабо выраженном пристрастии ко всему знакомому, привычному.
  4. Самоактуализирующиеся люди – не просто представители другой культуры, они в целом менее модифицированы и сформированы этой культурой. В таком случае, можно  говорить о континууме с диапазоном от относительно принятия культуры до относительной отстраненности от нее. Если эта гипотеза имеет под собой какую-либо основу, из нее вытекает как минимум и еще одна: представители различных культур, наиболее далекие от них, не только отличаются менее сформированным национальным характером, но и в известной мере обладают большим сходством друг с другом, нежели с типичными представителями своей культуры.

НЕСОВЕРШЕНСТВА.

Нашим подопечным свойственны многие человеческие слабости. Они могут быть упрямыми, нудными, раздражительными. Они не свободны от поверстного тщеславия, гордыни, пристрастного отношения к собственным творениям, семье, друзьям.

Время от времени наши подопечные способны на неожиданные проявления  жестокости. Следует иметь в виду, что это очень сильные люди. Они вполне могут проявить ледяную холодность, когда ситуация этого требует; обычные люди неспособны на такие проявления.

Поглощенные своими занятиями, они могут быть рассеянными, утратить чувство юмора или позабыть об обычной вежливости. В подобных обстоятельствах они явно демонстрируют внутреннее отсутствие интереса к пустой болтовне, светским сплетням и т.д.

Даже природная доброта этих людей может привести к совершению ошибок, например, женитьбе из жалости, сближении с психически неуравновешенными людьми, занудами или неудачниками с последующим раскаянием.

И вместе с тем даже эти люди иногда могут быть нудными, эгоистичными, гневливыми, раздражительными или подавленными. Чтобы избежать разочарований в представителях человеческой расы следует, прежде всего, избавиться от иллюзией на этот счет. Совершенных людей не существует!

ЦЕННОСТИ.

Все без исключения самоактуализирующиеся люди автоматически «снабжаются» прочной основой для формирования жизненных ценностей благодаря своей внутренней динамике.

Однако это еще не все: та же внутренняя динамика ответственна за ряд других универсальных особенностей таких людей, в частности, 1) налаженное взаимодействие с реальностью, 2) ощущение родства с другими людьми, 3) удовлетворенность базовых потребностей, чему способствуют и другие обстоятельства, например материальное благополучие, 4) специфическое отношение к целям и средствам и т.д.

Одним из наиболее важных последствий подобного отношения к окружающей действительности, а также ее оценки является снижение остроты  или полное отсутствие конфликтов, борьбы, неопределенности во многих сферах жизни. Многие проблемы кажутся беспочвенными и теряют значимость в атмосфере  всеобъемлющего принятия. И дело не столько в том, что, ясно увидев проблему, легче ее разрешить, а в том, что эта проблема не была действительно значимой, а является результатом восприятия окружающей действительности больным человеком.

РАЗРЕЩЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ.

У этих людей желания полностью согласуются с доводами рассудка. Известное изречение святого Августина «Люби Бога и делай, что пожелаешь» можно сформулировать иначе: «Доверяй своим побуждениям и будешь здоров».

Наши подопечные отличаются одновременно высокой духовностью и чувственностью до такой степени, что сексуальное удовольствие становится для них проводником в мир духовного, мир «религиозного». Исполнение долга нельзя противопоставлять удовольствию, а работу – игре, если исполнение долга само по себе удовольствие, а работа – игра, если люди ищут удовольствие в выполнении своих обязанностей и счастливы этим.

Самоактуализирующиеся люди сильно отличаются от среднестатистических, причем не только количественно, но и качественно, что дает нам основания предполагать существования двух видов психологии. В самом деле, изучая ущербных, слабо развитых представителей человеческого рода позволяет создать лишь ущербную психологию и ущербную философию. В то же время изучение самоактуализирующихся индивидов должно стать основой для более универсальной науки психологии.

***

В наше время есть самоактуализирующиеся личности?!

Оставить комментарий

Чтобы оставить комментарий, Вы должны войти в систему.